Присутствие иностранных брендов в крупнейших торговых центрах Москвы значительно сократилось за последний год на фоне ухода западных компаний с российского рынка, согласно данным, предоставленным консалтинговой компанией Nikoliers.

По подсчетам компании, на конец первого квартала 2023 года доля иностранных брендов в 12 крупнейших торговых центрах Москвы составляла 35,9%. Этот показатель почти вдвое меньше, чем в четвертом квартале 2021 года, до начала военной операции России в Украине и последовавших за ней западных санкций.

Аналитики отметили, что площади, ранее принадлежавшие иностранным брендам, стали активно занимать российские ритейлеры, как давно существующие, так и выкупившие бизнес ушедших компаний.

Между тем, новые иностранные бренды из Турции и других «дружественных» стран также увеличили свое присутствие в России. По оценкам Nikoliers, с начала 2022 года 56 таких компаний объявили о своем намерении открыть бизнес в стране. Десять из них уже открыли магазины в России, а пять находятся на завершающей стадии запуска. Аналитики отметили, что 64% этих брендов — турецкие.

Анна Никандрова, партнер компании Nikoliers, заявила, что «Россия остается интересным рынком для иностранных брендов, открывающих свои первые магазины как в Москве, так и в других регионах».

«Мы уже наблюдаем хороший темп открытия новых проектов в качественных торговых центрах и ожидаем, что до конца года эта динамика сохранится… В то же время стоит отметить высокую активность со стороны российских брендов, которые в прошлом году воспользовались открывшимися для них дополнительными возможностями. Ряд ритейлеров с амбициозными стратегиями получили возможность реализовать их в текущей ситуации, а ряд других компаний, в свою очередь, скорректировали свои планы развития в сторону более быстрого расширения», — добавила она.

Согласно данным проекта Киевской школы экономики (KSE) Leave Russia, из 3 157 иностранных компаний, которые работали в России до начала конфликта в Украине, на данный момент с рынка ушли только 215, что составляет менее 7%. Российские власти, тем временем, активно переориентируют импорт и экспорт западных стран и компаний на новые рынки, а также внедряют другие торговые механизмы для поддержания внутреннего рынка.